Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

57 при разделении обязанностей по воспитанию детей учитывался признак полового различия. Так, воспитанием девочек занималась мать, а воспита- нием мальчиков – отец: «А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому бог способности даст» [2]. Следующая модель родительства находит себя в дальнейшем разви- тии сочетания народно-бытовой и христианско-аксиологической моделей, которую можно обозначить как национальную. Данная модель несет в себе четкое закрепление архетипов отца и матери, служа переосмыслением и преодолением языческой модели родительства. Дальнейшая история развития ценности ответственного родительства с приходом к власти Петра I приводит российское общество, преимущест- венно интеллигенцию, к проевропейским воззрениям. Эту модель называ- ют сословной . Сословия крестьян и купцов оставались верны прежним се- мейным устоям, но дворяне ставили в эталон европейскую модель, которая приводила к отчуждению детей от семьи и переносу воспитательных функций на гувернеров, не говоря уже о вскармливании маленьких детей не матерьми, а специально нанятыми кормилицами. Однако во многом под воздействием славянофильства тенденция по- добного попустительского родительского поведения среди дворянства к середине XIX века стала ослабевать, взамен ее окрепло стремление к воз- рождению национально-ценностного отношения к родительству. И, наконец, последняя – государственная – модель родительского пове- дения возникла уже в советской России. По мнению историков и социологов, СССР, будучи во многом тоталитарным государством, активно вмешивался в семейные отношения, встав на место мужчины-отца [1] Итогом подобной политики государства стало «исключение мужского начала из семейного быта и замена его полным вмешательством государства в дела семьи; <…> госу- дарство стало третьим углом в семейном треугольнике, отчуждая женщину от мужчины – мужа–отца, лишая его самих основ мужского начала; в результате мужчина был оттеснен из семейной жизни и утратил свою функцию» [4] . Таким образом, мы рассмотрели пять основных моделей родительско- го поведения, которые, на наш взгляд, сохраняют свое значение и для со- временных россиян. На сегодняшний день эти модели не существуют в чистом виде в силу глобализации во всех сферах жизни современного человека. Из взаимодей- ствия этих моделей можно выделить три более четких ориентации ответст- венного родительства: восточную, европейскую и традиционную модели воспитания, имеющие свои уникальные особенности. Европейскую ориентацию отличает стремление к материальным цен- ностям и личностному росту, что делает её характерной для запросов ка- питалистического общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=