Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
519 Развитие внимания у детей с нарушением зрения, связано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется в соответствии с теми же закономерностями. Однако на- рушение зрительных функций затрудняет зрительное отражение предметов и явлений окружающей действительности, что, в свою очередь, снижает эф- фективность использования зрительных ориентиров при организации произ- вольного внимания и приводит к определенным трудностям в его развитии. Поэтому коррекция произвольного внимания детей дошкольного возраста является одной из важных проблем тифлопедагогической практики. Процесс интеграции дошкольников с нарушением зрения в современ- ное общество с его техническими инновациями требует от них большей самостоятельности и активности, что связано с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсив- ность деятельности, широта объёма внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности. Произвольное внимание является одним из важных факторов успеш- ности обучения ребенка в школе, организации контроля своей деятель- ности. Оно развивается гораздо интенсивнее, если взрослые помогают ре- бенку, а детям с нарушением зрения эта помощь необходима в значительно большей степени. Осуществлять ее должны как образовательные учрежде- ния, так и родители. Развитие и коррекция произвольного внимания – важ- нейшая задача не только дошкольного, но и семейного воспитания. Как подчеркивал В. А. Сухомлинский, задачи воспитания могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между педагогами и родителями уста- новились отношения доверия и сотрудничества. Многие родители детей с нарушениями зрения испытывают ряд труд- ностей в воспитании своего ребенка, которые обусловлены низким уров- нем психолого-педагогической компетентности, незнанием возрастных особенностей детей и проявлений, обусловленных спецификой дефекта. Одной из основных задач образовательного учреждения является ус- тановление положительных взаимоотношений между тифлопедагогами, специальными психологами, воспитателями и семьей, которое предполага- ет разработку новых форм привлечения родителей к коррекционно-разви- вающему процессу; разъяснение им возрастной и вызванной нарушени- ем специфики развития ребёнка; создание индивидуальных психолого- педагогических рекомендаций, соответствующих особенностям развития конкретного ребенка. В рамках взаимодействия семьи и образовательного учреждения по коррекции произвольного внимания у детей с нарушением зрения мы вы- делили информационное и практическое направления.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=