Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
516 В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейно- родительской деятельности пытались решить на общегосударственном уровне путем введения «родительского всеобуча» и школьного курса «Этика ипсихология семейной жизни». Для успеха этого дела требовалась большая внеклассная работа, к которой необходимо было привлечь психо- логов, педагогов, юристов, врачей. Особого подъема работа по подготовке молодежи к браку и семье достигла в 80-е гг. XX в. В этот период с подачи Министерства просвеще- ния и Академии педагогических наук СССР школа была переведена на но- вый типовой учебный план, согласно которому дисциплина «Этика и пси- хология семейной жизни» являлась одним из основных учебных предметов в 9–10 классах. Позднее, в новых экономических условиях, в период кризисов 90-х гг. XX в., когда в обществе менялись моральные ценности и происходило об- новление всех социальных институтов и систем, адаптация подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни также являлась важной пе- дагогической задачей. Проблема подготовки молодежи к браку и семейной жизни как бы синтезирует различные аспекты воспитания, прежде всего – нравственный, правовой и физический, и имеет особый психолого-педаго- гический смысл. Однако исследования данной проблемы в науке и практи- ке в значительной степени отстают от требований жизни. В рамках нашего исследования мы предполагаем, что формирование психологической готовности к созданию семьи в период студенчества бу- дет эффективно, если формирующая программа будет направлена на: – формирование таких качеств личности студента, как самостоятель- ность, способность принимать ответственные решения, социальная и про- фессиональная ответственность. – формирование адекватных представлений о семейно-брачных отно- шениях; – создание положительной мотивации молодых людей к семейным отношениям; – развитие навыков взаимодействия в семейных ситуациях. Готовность к созданию семейных отношений мы оценивали при по- мощи методик: «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Цветовой тест от- ношений» (А. М. Эткинд (в адаптации А. Н. Лутошкина), «Шкала любви и симпатий» (З. Рубин). Результаты диагностикиместа создания собственной семьи в системе приоритетных ценностей по методике М. Рокича «Ценностные ориен- тации» показали, что из 20 испытуемых, 70 % респондентов (14 человек) не рассматривают семью как жизненную ценность. 20 % испытуемых (4 человека) считают семью ценностью, но не ставят ее в разряд первооче- редных для себя. И лишь 10 % испытуемых (2 человека) относят семью
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=