Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

515 А. Б. Жукова Студент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК У ЛИЦ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В последние годы наблюдается бурный рост общественного интереса к вопросам семейной жизни в связи с кризисным состоянием современной молодой семьи. Своевременным является исследование проблем психоло- гической готовности молодых людей к супружеской жизни. Готовность студентов к созданию семьи – многоаспектное явление, яв- ляющееся качеством личности молодого человека, которое интегрирует при- нятие ценности семьи как социального института; включающее специальные знания и умения в области семейных отношений, рационального ведения до- машнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения. От специалистов в области семейной психологии требуется более глу- бокое понимание процессов, происходящих в семье, с целью более эффек- тивной подготовки молодых людей к браку и будущей семейной жизни. Вопросы подготовки к семейной жизни в юношеском возрасте в науке рассматриваются в разных аспектах: социологическом (И. С. Кон, Ю. Г. Новиков, Р. Ш. Манадеева и др.); психолого-педагогическом (Л. А. Богданович, Л. Е. Грекова, А. Б. Залкинд, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, О. Р. Кунц, Х. К. Курм, Б. Б. Малахов, Н. Б. Сельверова, А. Н. Шибаева и др.); физиологическом (Н. Г. Казанский, А. П. Краковский, Н. Н. Медве- дев, Е. И. Пряхин, Ж. Д. Рапопорт и др.); этическом (Н. С. Верещагина, Е. Б. Меерсон, Л. Г. Татарникова, Н. М. Ходаков, В. К. Церах, В. И. Штиль- банс и др.). Что касается рассматриваемого нами аспекта понятия «готовность», то отечественная педагогика накопила в данном отношении значительный опыт. Советской педагогической школой были разработаны специальные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. Курс «Культура взаимоотношений в семье» впервые был введен в учебный план Павлышской средней школы в 70-е гг. XX в. В. А. Сухо- млинский считал, что в этом вопросе на первом месте должна стоять про- блема культуры человеческих желаний, умение управлять ими [2]. Он рас- смотрел важнейшие аспекты социализации ребенка в условиях семьи, роль семьи в приобщении ребенка к ценностям общества и в формировании семьянина. Педагог считал, что к материнству и отцовству нужно готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей матери и хорошего отца – одна из важнейших задач школы [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=