Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
514 Самые верные и внимательные советы зачастую оказываются невост- ребованными детьми, если в семье нет контакта и взаимопонимания: роди- тели долго считают подростка «маленьким» и «глупым», ведут себя авто- ритарно; проецируют на него собственные чувства, ожидания и проблемы; предъявляют к нему излишне высокие требования и не дают «права на ошибку». Родители только помогают старшему школьнику определиться, это не значит, что они должны делать выбор за него, каким бы правильным он им не казался, и, наоборот, нельзя полностью лишать его своих советов и поддержки. Окончательное право выбора – за подростком. Если возни- кают серьезные разногласия, целесообразно обратиться к консультанту по профориентации, который поможет проанализировать ситуацию и профес- сиональные предпочтения и склонности школьника. Главное, о чем должны помнить родители, чьи дети находятся в про- цессе выбора профессии – профессиональное самоопределение не сводит- ся к единовременному акту выбора специальности и не заканчивается с окончанием профессиональной подготовки в данной сфере, а продолжа- ется порой на протяжении всей профессиональной жизни. Литература 1. Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения / О. Б. Ильина // Психологиче- ская наука и образование psyedu.ru. – 2014.– Т. 6.– № 3.– С. 255–263. [Элект- ронный ресурс] / http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71403.shtml 2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов.– Ростов н/Д: Феникс, 2009. 3. Кузнецова, О. В. Роль временной перспективы в личностном и про- фессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование.– 2007.– № 3.– С. 5–15. [Электронный ресурс] / http://psyjournals.ru/psyedu/2007/n3/Kuznetsova.shtml 4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие.– 2-е изд., стереотип. / А. Н. Леонтьев.– М.: Смысл, 2005. 5. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределе- ние / Н. С. Пряжников.– Воронеж: Наука, 2001. 6. Пряжникова, Е. Ю. Проблема профессионального становления лич- ности / Е. Ю. Пряжникова, Т. А. Егоренко // Современная зарубежная пси- хология.– 2012.– Т. 1.– № 2.– С. 111–122. [Электронный ресурс] / http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52291.shtml
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=