Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

513 Рассмотрим основные позиции семьи в вопросах профориентации ре- бенка: позитивная активная помощь (родители помогают, содействуют, со- ветуют, опираясь на склонности и желания подростка), жесткая непре- клонная позиция (не терпят возражений и аргументов, в виде ультиматума могут диктовать свое мнение); пассивное отношение (фактически, это са- моустранение родителей, иногда связанное с негативным опытом воспита- ния старшего ребенка). Е. Ю. Пряжникова и Т. А. Егоренко частично подтверждают мнение А.Е. Климова о роли семьи в профориентации подростка, аргументируя это тем, что на профессиональное самоопределение воздействуют как внутренние (когнитивные, эмоциональные и др.), так и внешние факторы, значение которых в подростковом возрасте превалирует. Школьник часто не может назвать причины, по которым выбирает ту или иную сферу дея- тельности, опирается на авторитет родственников или представителей ка- кой-то профессиональной группы, мнение и рекомендации окружающих и т. п. Вместе с тем, нередка и обратная ситуация – подросток стремится к независимости, отстаиванию своего мнения, поэтому может поступать наперекор, действовать под влиянием внезапных порывов, из-за желания подражать сверстникам [6]. В исследовании О. В. Кузнецовой, проведенном под руководством Л. Ф. Обуховой, было отмечено, что у самих подростков часто отмечается такая стратегия построения жизненной перспективы подростками, назван- ная «Сделайте выбор за меня» (старшеклассники чаще просто грезят или мечтают о будущем, ждут готового решения от родителей, выбирают про- филь деятельности за компанию). Все вышесказанное дополнительно под- черкивает важность грамотного взаимодействия семьи и старшего школьника в процессе профессионального самоопределения старшего школьника [3]. В процессе профессионального самоопределения старшего школьника родителям важно оценить индивидуальные особенности подростка, его склонности и возможности. Очень важно информировать школьников о многообразии профессий, наличии учебных заведений и особенностях подготовки в них. Можно предоставить детям возможность попробовать себя в той или иной деятельности, по возможности – это позволит сформи- ровать более объективную картину направлений профессиональной само- реализации. Полезно беседовать о разных специальностях членов семьи, узнавать их опыт, взвешивать таким образом все «за» и «против», рас- сматривать возможности материального вознаграждения и морального удовлетворения. Целесообразно оценить востребованность тех или иных специалистов на рынке труда на основе текущей социально-экономической ситуации. При этом первичным является выбор профессии, а затем – учебного заве- дения (иногда престиж вуза сам по себе ставится на первое место).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=