Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

512 М. А. Ширяев Студент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В настоящее время своевременная профориентационная работа с уча- щимися является необходимым условием их социальной успешности во взрослой жизни. О. Б. Ильина пишет, что профессиональное самоопреде- ление выступает как часть единого процесса социализации старших школьников и является условием их успешности и конкурентоспособности в современной социально-экономической ситуации [1]. Известный исследователь в области профориентации, Н. С. Пряжни- ков указывает на то, что процесс профессионального самоопределения – длительный путь, проходящий несколько этапов. В начале пути подросток видит перед собой множество путей и способов самореализации, однако они еще неконкретны, иногда нереалистичны. Постепенно формируется осознание определенной цели и ценностей, направленных со стороны со- циума. Далее идет реализация данных ценностей и развивается более ак- тивная жизненная позиция [5]. По мнению А. Н. Леонтьева, в самоопределении значимым является воздействие среды, социума, но также важна активная позиция самой лич- ности. Самоопределение психолог трактует как индивидуальное переос- мысление ценностей и норм окружающего мира, вследствие этого лич- ность особым образом начинает относиться к социуму и выбирает те дея- тельности, которые делает своими [4]. Для большинства подростков характерна неопределённость, слож- ность и противоречивость ситуации профессионального самоопределения. Заметим, что субъектом профессионального самоопределения сразу не становятся, активная сформированная профессиональная позиция – цель, высший этап процесса, а первоначально велико влияние многих факторов, среди которых, по А. Е. Климову, можно назвать: мнение семьи, позицию сверстников, учителей, способности и склонности, особенности самооцен- ки и уровня притязаний, степень информированности о рынке профессий и их востребованности. При этом влияние семьи мы можем отнести к важ- нейшим, первичным факторам. Семья может отнестись к выбору подрост- ка с уважением, либо осуждать его, навязывать свое решение (иногда не- осознанно проецируя на подростка свои стремления). Родственники сове- туют, подсказывают, а иногда и прямо диктуют свою волю [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=