Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
511 дается эмоциональное отвержение, авторитарность и жесткий контроль за поведением ребенка. Такие родители часто проявляют агрессию и вспыль- чивость по отношению к собственному ребенку, который берет ролевые модели поведения из семьи и реализует их в отношениях со сверстниками. Во-вторых, школьники, оказавшиеся в позиции жертвы в школьном бул- линге, и обладающие чертами пассивности, низкой стрессоустойчивости, тревожностью, имеют как схожих с детьми булли родителей (как правило, отца), а так же родителей с опекающей позицией и симбиотическими от- ношениями (в основном матерей). Таким образом, теоретическим и эмпирическим путем доказана роль семьи в происхождении буллинга и развитии личностных качеств как школьников с позицией булли, так и школьников с позицией жертвы. По- добный вывод диктует необходимость проведения специальной психолого- педагогической работы с семьей, направленной на формирование роди- тельской компетентности и работы по гармонизации детско-родительских отношений, что в свою очередь будет способствовать профилактике явле- ния буллинга в школе. Литература 1. Алексеева, И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины, по- следствия, помощь / И. А. Алексеева.– М.: Изд-во «Эксмо», 2005. 2. Лейн, Д. Школьная травля (буллинг) / Д. Ленй // Детская и подрост- ковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера.– СПб.: Питер, 2001.– С. 240–276. 3. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуа- циях: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых.– М.: Изд- во «Эксмо», 2005. 4. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в под- ростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева// Тюменский государственный университет.– 2009.– № 7.– С. 51–54. 5. Смирнова, Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии.– 2002.– № 1.– С. 17–26.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=