Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

510 вергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достиже- ниями ребенка и требовать от него успеха. Социально желательное отно- шение родителей к своему ребенку выявлено только в двух изучаемых семьях. Анализ выявленных типов родительского отношения к подростку замеченном в буллинге позволяет отметить некоторые особенности меж- личностных отношений в семье. Первая особенность заключается в том, что в исследуемых семьях, доминирует авторитарная гиперсоциализация детей родителями, жесткий контроль за поведением ребенка выявлен в 68 % случаев. Вторая особенность характеризуется приписыванием ро- дителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности. Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межлич- ностных взаимоотношениях исследуемых семей – эмоциональное отвер- жение своего ребенка отмечается у 57 % семей. Результаты методики Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (адапта- ция Т. В. Нещерет) показали, что лишь 28 % родителей, воспитывающих подростка булли, имеют оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, у них партнерские отношения, такие родители развивают активность ре- бенка и уравнивают отношения в семье. Тогда как большинство родите- лей – 68 % имеют излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, а именно: они раздражительны и вспыльчивы по отношению к ребенку, проявляют излишнюю строгость и суровость, уклоняются от контакта с ре- бенком. И только 4 % родителей показали излишнюю концентрацию на ребенке, они проявляют чрезмерную заботу и зависимость в отношениях, опасаются при каждом случае обидеть своего ребенка и создают ему среду излишней безопасности, подавляют его агрессивность и вмешиваются во внутренний мир ребенка. Проективная методика «Динамический рисунок семьи», в выполнении которой были задействованы как школьники булли так и их жертвы, по- зволяет утверждать, что родители обеих категорий детей воспринимаются как отчужденные, занимающиеся только своим делом, не оказывающими эмоциональную поддержку и крайне дистантными. Некоторые школьники, ставшими объектами школьной травли, воспринимали своих родителей, в частности матерей, как опекающих, поддерживающих. Проективный ана- лиз выявляет нарушение границ личности между матерью и ребенком, т. е. симбиотические отношения, которые как можно предполагать не позволя- ют дать школьнику достойный отпор нападающему. Проведенное исследование качеств личности подростков замеченных в буллинге как активные участники, а так же их жертвы и исследование их семей позволило выявить следующие закономерности. Во-первых, у школьников с высоким уровнем агрессии, низкой коммуникативной то- лерантностью и низким уровнем эмпатии в родительской позиции наблю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=