Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

509 ные качества имеют начало своего происхождения в раннем и дошкольном возрасте, когда ведущую роль в развитии личности имеет семья. В нашем исследовании мы затронем семейные аспекты происхожде- ния буллинга и проведем сравнительный анализ особенностей семей и дет- ско-родительских отношений с основными особенностями личности школьников булли и их жертв. Исследования, проведенные в подростковом возрасте (6–8 классы), как возрасте в котором явления буллинга были зафиксированы более все- го, выявило что 12 % подростков являются источниками школьной травли, 8 % – ее жертвами и 20 % школьников, это «наблюдатели», которые так или иначе вовлечены в буллинг и являются его пассивными участниками. Исследование личностных особенностей школьников, которые были замечены в качестве булли (по наблюдениям педагогов) позволили утвер- ждать, что у большинства выявлен низкий и очень низкий уровень разви- тия эмпатии. Подростки данной категории испытывают затруднения в ус- тановлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими (Методика «Опросник методи- ки «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Энштейна»). Они имеют низкий (45 %) и средний (40 %) уровень развития коммуникативной толерантности, проявляют повышенный уровень агрессивности (Методика «Диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко», мето- дика «Опросник Басса – Дарки»). Для испытуемых велико стремление к использованию физической силы против другого лица, демонстрируют высокую склонность к раздражению – характеризующуюся готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, гру- бости, свойственен высокий уровень негативизма как оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; ха- рактеризуются высоким показателем по шкале обида, трактуемая авторами опросника как зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувст- вом горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания, проявляют повышенную подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намере- ны причинить вред. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспиты- вающих подростков замеченных в буллинге и последующий сравнитель- ный анализ, позволили судить от связи между проявлениями буллинга и семьи как его источника. Результаты проведения исследования по опроснику родительского от- ношения А. Я. Варга и В. В. Столина говорят о том, что в большинстве случаев ребенок в семье представляется неприспособленным, неуспеш- ным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально от-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=