Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

508 ти исследования буллинга Д. Олвеус отмечает ведущую роль семьи и дет- ско-родительских отношений в формировании черт как «булли» так и их «жертв». Отечественный психолог-исследователь О. А. Мальцева считает одним из аспектов проблемы буллинга жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, и как следствие, насилие в отношениях между детьми [4]. О. А. Мальцева, И. Г. Малкина-Пых в качестве основно- го фактора вызывающего феномен буллинга называют предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в бли- жайшем окружении – в семье [3, 4]. Д. Ольвеус в своих работах выделил следующие типичные черты детей-инициаторов буллинга как возбуди- мость; импульсивность, с агрессивным поведением; не умение сочувство- вать своим жертвам. Инициаторами травли могут быть также дети, же- лающие быть в центре внимания; уверенные в своем превосходстве над жертвой; с высоким уровнем притязания; агрессивные дети, «нуждающие- ся» для своего самоутверждения в жертве; дети, не признающие компро- миссы; со слабым самоконтролем. Как правило, «булли» или зачинщики травли – это дети из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания; дети жестоких родителей; озлобленные ровесники, мечтающие взять ре- ванш за свои «унижения» от родителей. В качестве внутренних факторов обусловливающих возникновение буллинга в школе можно выделить агрессивное поведение школьников различного возраста от младших до старших классов. Обычно их число со- ставляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы (Е. Н. Мастюкова). Агрессивные дети часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссо- рятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неоду- шевленных вещах); часто испытывают чувства злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив; мнительны и раздражительны. Анализ работ отечественных ученых Г. Э. Бреслава, Е. О. Смирновой, Н. М. Платоновой, Т. Г. Румянцевой, О. В. Хухлаевой позволяет утвер- ждать, что агрессивность как свойство возникает в силу разных причин [4, 5]. И в качестве основной причины исследователи рассматривают се- мью, в которой растет ребенок. Рассматривая обратную сторону буллинга – его жертв, исследования как западных (Д. Лэйн, Д. Олвеус, В. Бесаг), так и российских (И. С. Кон, И. С. Бердышев, О. А. Маланцева) ученых, позволяют говорить о том, что в большинстве случаев жертвы буллинга обладают заниженной самооцен- кой, неуверенностью в себе, чувством незащищенности, низкой аффектив- ной толерантностью и неспособностью противостоять стрессу [2, 4]. Дан-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=