Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
507 2. Камнева, Е. В. Развитие временных представлений у старших до- школьников / Е. В. Камнева // Психолог в детском саду.– 2003.– № 4.– С. 30. 3. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических предс- тавлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева.– М., 2001. 4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин.– 2-е изд.– М.: ВЛАДОС, 1999. С. А. Черкасова Кандидат психологических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) РОЛЬ СЕМЬИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ БУЛЛИНГА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА * Семья первый институт становления и социализации личности, в нем закладываются основные структуры личности, особенности характера, взаимодействия с миром, способы построения отношений с людьми и в паре. Такая большая ответственность не всегда осознается родителями, не всегда мама и папа обладают достаточной родительской компетентностью для воспитания гармоничной личности, которая бы без длительных конфлик- тов могла бы эффективно взаимодействовать с миром и в коллективе. В исследованиях таких ученых как Т. А. Маркова, И. А. Алексеева, Е. П. Арнаутова, А. А. Петрикевич говорится о недостаточной информиро- ванности молодых родителей о способах взаимодействия со своими деть- ми, повышенной тревожности семьи, ухудшении психологического здоро- вья детей, а также о таких негативных фактах как отсутствие защищенно- сти у детей в семейных ситуациях, повышенная тревожность и страхи при взаимодействии с родителями [1, 2, 4, 5]. Данные факты говорят о недоста- точной родительской компетентности и травмирующем воздействии неко- торых родительских семей на развитие будущей личности. Отечественные психологи П. К. Анохин, А. Г. Грецов, И. Б. Дермано- ва, Е. П. Ильин, В. Г. Казанская, П. Лафренье, Ф. Райс, А. А. Реан говорят о возникновении тревожности, агрессии, жестокости и негативизме у детей под влиянием родительского отношения и взаимодействия с ними [1, 3, 4]. Рассматривая проблему возникновения буллинга в школьном возрас- те, следует в качестве одной из причин рассматривать родительское отно- шение и детско-родительские взаимоотношения. Ведущий ученый в облас- * Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект № 14-16-71011а/Ц.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=