Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

506 ничны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодиче- ские занятия (проводимые с дошкольниками преимущественно словесны- ми методами), на которых детей знакомят с признаками частей суток, за- учивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходи- мых знаний о времени – о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений. Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственно- временных ориентировок у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате», «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Живая неделя». В процессе дидактических игр могут использоваться поэтические произведения. Многие настольно-печатные игры с природоведческим со- держанием способствуют развитию представлений о времени у детей. Так в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. В этой игре ребенок использует имеющиеся у него знания о мире живой природы и соединяет их со своими ощущениями времени. Закрепить зна- ния детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов. Они создаются взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры скрыто, оно реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Пространственные представления детей постоянно расширяются и за- крепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают про- странственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Таким образом, дидактические игры занимают одно из ведущих мест в процессе формирования знаний об окружающем мире и в формировании представлений о времени, в частности. Широко используются игры с предметами, словесные игры, игры-путешествия, игры-инсценировки. В различных играх и упражнениях дети используют уже имеющиеся зна- ния о времени для решения конкретных познавательных и игровых задач, в результате чего ребенок приобретает новый, полезный для них опыт. Литература 1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.– М.: Владос, 1991.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=