Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

505 котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются: 1. Значение временных эталонов. Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоя- тельно длительность временного интервала, он должен знать меры време- ни на часах и научиться пользоваться часами. 2. Переживание – чувствование детьми длительности временных интерва- лов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во време- ни, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени. 3. Восприятие – это психический процесс, осуществляющий целост- ное интегрированное отражение предметов, явлений и событий окружаю- щего мира. Восприятие возникает при непосредственном воздействии фи- зических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредствен- но-чувственную ориентировку человека в окружающем мире. Процесс вос- приятия – перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами восприятия являются осмысленность и обобщен- ность, предметность, целостность, константность, категориальность, ап- перцепция. Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, свя- занных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированно- го восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность. 4. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им со- вершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке ориентировки во времени. Таким образом, время воспринимается ребенком опосредованно, че- рез конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повто- ряющихся явлениях жизни и деятельности. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообраз- ных видов деятельности. Нами была проведена диагностика дошкольников старшего возраста, которая выявила, что имеющиеся у детей знания о времени неполны, еди-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=