Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

504 нировать деятельность во времени создает основу для развития таких ка- честв личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Поэтому встает проблема ознакомления детей со временем - неося- заемым явлением, находящимся в постоянном движении в одном направ- лении от прошлого к будущему, в условиях преобладания наглядно- образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста. Исследованием временных представлений у дошкольников занимались такие ученые как: Ж. Ж. Пиаже, который в рамках концепции о стадиально- сти интеллектуального развития ребенка сформулировал теоретическое представление о стадиальности формирования временных представлений; Л. Б. Эймс в своей теории «Развитие мыслительных функций» подчеркивал, что овладение временными представлениями зависит главным образом от факторов роста и процесса развития языка; теория периодизации развития Д. Б. Эльконина указывает на то, что для познания разных сторон времени нужна функция различных корковых структур мозга; Н. Я. Семаго базирует- ся на трехкомпонентной модели развития пространственно-временных ре- презентаций, рассматривает временные представления как часть пространст- венно-временных и указывает на то, что формирование временных представ- лений нужно на основе ориентирования ребенка в пространстве. Основными причинами несформированности временных представле- ний, как отмечают исследователи, являются: объективные – время не име- ет наглядных средств, а ребенок мыслит образами; субъективность вос- приятия времени как основной признак как бы противоречит объектив- ности существования времени; восприятие времени самой природой. К субъективным причинам следует отнести недостаточный жизнен- ный опыт ребенка, особенности его мышления, а также недооценку време- ни окружающими взрослыми. Восприятие временной последовательности в дошкольном возрасте имеет ряд последовательности, у дошкольников на первый план выступа- ют эмоционально более сильные раздражители, тормозя остальные. По- следовательность расположения эпизодов может определяться не времен- ной последовательностью явлений, а их эмоциональная значимостью для ребенка. В дальнейшем эмоциональная значимость восприятия по мере обучения заменяется постепенно смысловой значимостью. В осмысленном материале последовательность отдельных моментов совпадает с причинно- следовательными отношениями между ними. Временную последовательность ряда звеньев ребенок может постиг- нуть тогда, когда он будет практически действовать с предложенными для упорядочивания звеньями. Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьни- ка. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=