Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

502 На протяжении дошкольного детства складываются три основных ви- да перцептивных действий: действия идентификации, действия отношения к эталону, действия моделирующие. Действие идентификации необходимо выполнить в том случае, если свойство предмета идентично, т. е. пол- ностью совпадает с эталоном. Действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии наряду со сходством некоторых отличительных черт. Перцептивные действия идентификации и отнесения к эталону в дошкольном возрасте развиваются в соответствии с известным нам механизмом интериоризации: вначале ре- бенок производит внешние ориентировочные действия, а затем они приоб- ретают характер собственно перцептивных действий. Так, младшие до- школьники, определяя форму, цвет предмета, накладывают образец на предмет или прикладывают к нему. Если предмет объемный, ребенку тре- буется обвести контуры предмета и образца пальцем. Следя за движением своей руки, он улавливает сходство. Рука в данном случае помогает глазу последовательно осмотреть контур предмета. Старшие дошкольники при- бегают к такому способу только в затруднительных случаях. В этом воз- расте представление об эталонах-образцах сформировано, и ребенку нет надобности использовать реальный образец. Так, дети, научившись про- таскивать различные предметы через отверстия разной формы и величины, начинают их соотносить, переводя только взор с предмета на отверстие, и после такой предварительной ориентировки дают безошибочное решение практической задачи, то есть действия глаза предвосхищают путь и ре- зультаты практических действий. Анализ научных воззрений на проблему места и роли перцептивных действий в структуре акта восприятия позволил сделать следующие выво- ды. Развитие перцептивных действий является неотъемлемой составляю- щей сенсорного воспитания дошкольников. Перцептивные действия явля- ются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созда- нию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации. Становление и развитие сен- сорной культуры происходит благодаря целенаправленному обучению. Нами была проведена диагностика для определения развития перцеп- тивных действий у детей старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 5» г. Ясногорска. На основе результатов был составлен комплекс за- нятий для развития перцептивных действий у старших дошкольников по- средством дидактических игр. В данной программе предлагаются следующие дидактические игры: «Сложи узор» – развивать способность детей к анализу и синтезу, «Назови фигуру» – умение определять предмет по его признакам, «Найди лиш- нее» – учить детей группировать предметы по общему признаку, «Отгадай предмет» – умение определять предмет по его признакам, «Зашиваем ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=