Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
501 ным периодом для развития перцептивных действия является ранний и дошкольный возраст, когда восприятие является одной из ведущих пси- хических функций в развитии ребенка. В старшем дошкольном возрасте перцептивные действия под влиянием разнообразных видов деятельности (игра, продуктивные виды) развиваются и совершенствуются. С помощью дидактических игр в образовательном процессе, осуществ- ляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Исполь- зование в работе дидактических игр, обеспечивающих оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности перцептивных образов у ребенка. В работах А. В. Запорожца, известно, что развитие восприятия при переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и кон- структивной деятельности у детей складываются сложные виды зритель- ного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять вос- принимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. В работах Л. А. Венгера, процесс развития восприятия под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической дея- тельности, в частности способность мысленно расчленять видимый пред- мет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей. В своих работах учёный утверждал, что перцептивные действия фор- мируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом – процесс формирования практических, материальных действий, выполняе- мых с незнакомыми предметами. Ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. На втором этапе пер- цептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестро- ившиеся под влиянием практической деятельности. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ори- ентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, со- кращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие из- вне начинает казаться пассивным процессом. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=