Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

50 но выражено равное участие всех членов в управлении (демократическая модель семьи). Для детей из больших семей характерна меньшая ориентировка в не- определенных ситуациях, так как они отличаются большей подозритель- ностью к окружающим. Для них характерна большая потребность одобре- ния, чем для детей из малых семей. Дети из больших семей демонстрируют более низкое самосознание и большую обидчивость. Они чаще проявляют конформизм, чем независимость. Теоретические разработки в области исследования современной се- мьи, необходимо подкреплять современными эмпирическими исследова- ниями. Акцент внимания на индивидуально-психологических особеннос- тях развития личности формирующейся в результате воздействия культур- ной среды, семьи и воспитания ведет к более глубокому пониманию психики и поведения. Учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей, положения ребенка среди братьев и сестер в традиционной и нуклеарной семье позволяет нам осуществлять поиск системного изуче- ния человеческой психики как интегрального образования. Свойства лич- ности, формирующиеся в процессе жизнедеятельности субъекта, представ- ляют собой индивидуальные устойчивые обобщения, интериоризирован- ные в процессе взаимодействия с другими людьми в условиях определен- ной семейной среды. Сформированные в процессе жизнедеятельности личностные свойства отражают индивидуальный опыт жизненной актив- ности человека. Структура личности формируется в условиях определен- ной социокультурной среды и представляет собой динамичное образова- ние, сложившееся в результате дифференциации и обобщеня определен- ных жизненных ситуаций. Современный тип семьи – это локальные семейные системы, вклю- ченные в формы государственной и профессиональной деятельности. Они отличается от традиционной формы разрушенностью стабильных межсе- мейных родовых отношений [2]. Нуклеарная семья относится к современ- ному типу семейной системы. Представим результаты проведенного исследования современной рос- сийской семьи (n = 660). Обработка анкеты «Моя семья» позволила разде- лить респондентов на две группы: 1. Респонденты из традиционной семьи: в эту группу были включены испытуемые, которые проживают в расши- ренной семье (n = 285); 2. Респонденты, проживающие в нуклеарной семье (n = 375). Выделение таких экспериментальных групп – фундаментальный момент нашего исследования. Дальнейшая работа строилась на выделении рефлексивных особенностей и особенностей личности, характерных для каждой из этих групп. Представим анализ результатов, полученный на основе анкетных дан- ных. В анкете, в одном из вопросов, мы предложили в свободной форме

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=