Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

498 териальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелатель- ное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда со- ставляет его главную педагогическую ценность [1, с. 84]. Труд дошколь- ника заключается именно в том, что он тесно связан с игрой, у этих видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. На протяжении всего дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выпол- нение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры [3, с. 37]. В игровой деятельности происходит подготовка де- тей к труду. Играя, дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Особенно близки к трудовой деятельности взрослых игры со строительным материалом. Они воспитывают у детей такие ка- чества, которые непосредственно подготавливают их к труду: – постановка цели, – планирование работы, – предвидение результата труда, – доведение начатого дела до конца, – умение не переключаться на другой вид деятельности, – подбор необходимого материала, – способность критически оценивать результат своей работы, – творческий подход к осуществлению поставленной цели. Рассматривая взаимосвязь игры и труда в старшем дошкольном воз- расте, отечественные педагоги пришли к выводу, что развитие активной трудовой деятельности в процессе игровой деятельности детей опирается на их активность и самодеятельность на их стремление все мастерить своими руками. Связь игрового и трудового процессов сохраняется при господствующем положении игры, которая пронизывает собой и трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, что бы возобновить игру. Расши- рение замысла игры происходит под влиянием тех впечатлений, которые дети получают при чтении книг, рассматривании иллюстраций, исходя из жизненного опыта. Многообразие игровых действий, позволяющих реали- зовать замысел, создается разнообразием игрушек, приспособлений, кото- рые придают игре новизну. Ценные качества могут быть воспитаны у детей по окончании игры, в процессе уборки строительного материала: – бережное отношение к игрушкам, – трудолюбие, – развитие волевых проявлений,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=