Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
497 внимания. Министерством образования и науки Российской Федерации разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Дан- ный документ предъявляет современные критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образова- ния. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любозна- тельность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (постановка цели деятельности и проявление настойчивости в её достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положи- тельного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продук- там труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте [2, с. 244]. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Актуальность проблемы развития трудолюбия у детей старшего до- школьного возраста в дошкольном образовательном учреждении продик- тована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошколь- ного возраста. Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей и не только физических. Она является важней- шим источником нравственного, эстетического, сенсорного и других видов воспитания. Воспитание у дошкольников тех или иных трудовых умений и навыков немаловажное значение для формирования личности ребенка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности. Вильгельм Вундт характеризует значимость игровой деятельности в развитии трудолюбия и видит игру как дитя труда. В своих трудах он пишет о том, что нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Даниил Борисович Эльконин в своих ис- следованиях описывает игру, как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. Говоря о роли игры в детском воз- расте психолог характеризует ее основной формой жизни ребенка [4, с. 25]. Генезис игры доказывает, что большинство игр по природе своей яв- ляются имитационными, т. е. имитируют тот или иной вид деятельности. Игра – форма общественного опыта ребенка. Труд дает реальный резуль- тат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только ма-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=