Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

494 менам, то вряд ли он сможет проявить активность и преодолеть страх. Мы не случайно придаем такое большое значение взаимоотношениям родите- лей и детей, ведь они сказываются самым существенным образом при пре- одолении страхов. Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родители должны принимать причины их появления. Страхи, возникающие в про- цессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рож- денных воображением ребенка (или в результате испуга). В первом случае речь идет о внушенных страхах, во втором – личностно обусловленных, в третьем – о ситуационно возникших страхах [3]. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в резуль- тате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием по- мощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требу- ют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также по- ложительный пример родителей, самокритичное признание своих недос- татков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отно- шений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, умень- шение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают не- обходимые предпосылки для успешного преодоления страхов. Родителям важно понять, что страх – не каприз, не слабость, а серьез- ная проблема [5]. Необходимо также терпение при работе с детьми по устранению стра- хов, так как она не всегда дает незамедлительные результаты. Определить боящегося ребенка несложно, так как дети, испытываю- щие постоянный страх, отличаются напряженностью и беспокойством в поведении. Они знают источник угрозы и стараются его избегать. Преодоление детских страхов осуществляется несколькими методами. Одним из таких действенных методов диагностики является рисование страхов, когда ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится. Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спо- койной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятель- но, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к бе- седе, цель которой – выявить то, чего боится ребенок. После этого пред- ложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызы- вающего страх. С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых яв- ляется игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=