Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

493 сутствуют различные страхи. Этот возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления лич- ности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми в семье. Поэтому выявление роли семейного воспитания в преодолении страхов детей дошкольного возраста является важной зада- чей психологии. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без по- следствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, воспитателю и принять меры по преодолению страхов у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополу- чия ребёнка. Каждый родитель хочет знать, какие страхи ребенка и их пре- одоление в семейном воспитании существуют и как с ними бороться. Актуальным остается вопрос взаимосвязи особенностей детско- родительских отношений и механизма преодоления страхов у ребенка до- школьного возраста. Семья как ближайшее социальное окружение удовлетворяет потреб- ность ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите, ребенка играет огромную роль в его развитии и становлении на протяже- нии всего периода детства. Тип взаимодействия и эмоционального отно- шения родителей является основным фактором, влияющим на психическое здоровье и эмоциональную сферу в целом [6]. Иногда страхи трудно устранимы только потому, что мы пытаемся воздействовать на их внешнюю сторону, не учитывая характер страха, его смысл и значение. Более эффективным будет воздействие на причину страха порождающие его условия и обстоятельства. Так, вместо того что- бы бороться с воображаемым страхом волка или Кощея, нужно проанали- зировать возможные причины этих страхов, нередко находящиеся в сфере семейных отношений, в частности в конфликтном поведении отца, раз- драженного и угрожающего наказанием. Также и устойчивый страх Бабы Яги может говорить о том, что матери необходимо пересмотреть свои от- ношения с ребенком, сделать их более теплыми, непосредственными и от- кровенными [2]. Чтобы оказывать воздействие на страхи, нужно, прежде всего, ус- тановить контакт с самим ребенком, подразумевающий доверительное от- ношение к нему, как условие развития его творческих возможностей и веры в себя. Отправная точка любого психотерапевтического воздействия – это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть. Если же пытаться вместо устранения страхов выяснять отношения с ребенком или считать его безнадежно упрямым и неспособным к пере-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=