Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

489 ных устоев. Вся традиционная китайская нравственность строилась на сы- новнем благочестии, на общественной обязанности сына служить отцу. Если все поданные государства должны безропотно повиноваться импера- тору, то все члены семьи – ее главе. Китайская семья строилась на основе четкой субординации. Все недоразумения и конфликты между членами семьи разрешались по принципу главенства старшего над младшим, роди- телей над детьми, мужа над женой. Главенство одного означало повинове- ние и подчинение другого. С малых лет китайцу внушались кротость и беспрекословное подчинение отеческой власти, он был рабом отца, его жизнь и его будущее всецело зависели от воли отца. Со смертью главы се- мьи власть переходила к старшему сыну – ему начинали подчиняться не только его братья и сестры, но и собственная мать и все жены покойно- го отца [1; 6]. Насилие в китайских семьях проявлялось по-разному. Нередко встре- чалось физическое насилие (побои, другие формы причинения телесных повреждений); бывали случаи психологического насилия (словесные ос- корбления, угрозы, унижения и т. п.); традиционным являлось экономи- ческое насилие (запрещение поступить на работу или принуждение оста- вить работу, полный контроль над расходами женщины); имело место, но тщательно скрывалось сексуальное насилие (навязанный сексуаль- ный контакт). В большинстве китайских семей наиболее выраженным видом наси- лия являлось физическое насилие. Такой вид насилия был широко распро- странен как во взаимоотношениях между супругами, так и между родите- лями и детьми. До настоящего времени Китай во многом остается восточным госу- дарством с обществом, в котором очень сильны патриархальные традиции. Мужчина здесь – не просто глава семьи, он зачастую хозяин, имеющий право полностью распоряжаться судьбой своих домочадцев. Конфуциан- ская традиция подразумевает, что семья – это микромодель государства, в которой правит свой патриарх-император. И так же, как в государстве интересы отдельной личности всегда приносились в жертву интересам страны, в семье интересы отдельных членов играют крайне незначитель- ную роль. Вмешательство в дела отдельной семьи было, да и остается, чем- то совершенно неправильным. Что характерно, полиция Китая до настоя- щего времени ревностно придерживается этой конфуцианской нормы. Все это вполне сочетается с фактом, что женщина зачастую считается менее ценным членом семьи, чем мужчина. Причем начинается это еще за- долго до ее рождения, ведь практика прерывания беременности на поздних сроках, если выясняется, что ожидается девочка, в Китае до сих пор рас- пространена очень сильно. Половая диспропорция на уровне 100 : 116,5 на конец 2014 года – это показатель того, что родиться девочкой в Китае – не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=