Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

485 ринского отношения, соответствующий готовности или неготовности к ма- теринству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери [1]. Г. Г. Филиппова выделяет два основных фактора, позволяющие опре- делить психологическую готовность к материнству: 1. Отношение к беременности. Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, прини- мается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное про- текание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Та- кая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. 2. Поведение женщины в процессе родов. Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вме- сто того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось [6]. Е. В. Матвеева определяет психологическую готовность к материнст- ву, как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-опера- ционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству [3]. Потребностно-эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери. Ценностно-смысловая готовность к материнству предполагает осозна- ние женщиной высокой степени ценности ребёнка и материнства среди дру- гих ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства. Содержание когнитивно-операционного блока составляют знание жен- щиной своих материнских функций, знание о психофизиологических особен- ностях в период беременности, знание о родах и об особенностях воспитания и развития детей, представление о некоторых операциях общения и взаимо- действия с ребёнком и ухода за ним, знание о грудном вскармливании. Потребность в материнстве – комплексная потребность. Она подразуме- вает рефлексию своих состояний и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей. Ю. Е. Скоромная отмечает, что психологическая готовность к мате- ринству не является прижизненной психологической данностью женщины, а проходит длительный путь становления и имеет свои регуляторы и за- пускающие стимулы [5]. На данном этапе исследования перед нами стояла задача определить уровень готовности к материнству, для изучения чего была использована структурированная беседа (автор А. А. Евдокимова).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=