Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

484 о постоянно растущем числе абортов. Кроме того, наблюдается снижение престижа семьи как социального института, разрушение ценностного вос- приятия семьи и семейных отношений. Теоретический анализ литературы свидетельствует о существенной роли матери в становлении семейных ценностей и формирования значения семьи в сознании подрастающих де- тей, вместе с тем отмечается недостаточная ценность материнства в совре- менной ситуации, что непосредственно отражается в неготовности жен- щины стать матерью и реализовать себя в этой роли. Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к материн- ству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводи- лось. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, ос- таётся открытым. При изучении психологической готовности к материнству анализи- руются изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребёнка, кото- рые чрезвычайно глубоки. Рождение ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова, т. е. она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций. Большинство авторов (В. И. Брутман, С. Ю. Мещерякова, Е. М. Мат- веева), исследующих проблему готовности к материнству, считают, что го- товность к материнству формируется на протяжении всей жизни. На про- цесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную ин- стинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми [2]. Один из исследователей психологической готовности к материнству С. Ю. Мещерякова рассматривает этот концепт как специфическое лично- стное образование, стержневой образующей которого является субъектно- объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предполо- жением С. Ю. Мещеряковой о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обес- печивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя и потреб- ности в сопереживании [4]. В. И. Брутман рассматривает готовность к материнству как способ- ность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, про- являющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип мате-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=