Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

480 Одним из центральных вопросов интеллектуального развития детей является вопрос об исследовании одной из важнейших психических функ- ций – памяти, изучение произвольного и непроизвольного запоминания дошкольников с задержкой психического развития. Дошкольное детство представляет собой период интенсивного разви- тия всех познавательных процессов, которые обеспечивают ребенку воз- можность ознакомления с окружающим миром. Как показывают психоло- го-педагогические и клинические исследования, главное место в структуре дефекта умственной деятельности при данном отклонении принадлежит нарушениям памяти. Под памятью понимают форму психического отраже- ния, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроиз- ведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использо- вание в деятельности или возвращение в сферу сознания [2]. Вопрос развития памяти на протяжении десятилетий привлекает внима- ние широкого круга исследователей практического и теоретического направ- лений. Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л. С. Выготский, Ф. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, П. П. Болконский, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз, Г. Мюллер и другие. В норме у детей дошкольного возраста в онтогенезе преобладают раз- личные виды памяти. В младенчестве память проявляется сначала как запе- чатление, затем узнавание, она характеризуется недлительным сохранением. В раннем детстве появляется новый процесс – воспроизведение, а также развивается словесная память. У младших дошкольников преобладает не- произвольный вид памяти, так как ребенок не ставит перед собой цель за- поминания. В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непро- извольного запоминания к произвольному [1]. Память детей с отклонением в развитии носит своеобразный характер. У детей с задержкой психического развития уровень сформированности непроизвольной, а так же произволь- ной памяти снижен по сравнению с нормально развивающимися дошколь- никами. Отклонения в развитии произвольной памяти проявляются в замед- ленном запоминании, быстром забывании, неточном воспроизведении ма- териала. Недостаточность произвольной памяти связана со слабой регуля- ции произвольной деятельности, недостаточной целенаправленностью. Од- ной из причин несформированности непроизвольной памяти у детей являет- ся снижение их познавательной активности. Кратковременная память пре- обладает над долговременной. У детей с задержкой психического развития хуже развита вербальная память, лучше зрительная и механическая[4]. Именно в семье ребенок проходит этапы социализации, начинается развитие личности. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит успешность развития познавательных процессов, например, таких как па- мять, а также адекватность отношения ребенка с социальной средой. Роди- телям необходимо внимательно наблюдать за развитием своих детей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=