Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

477 значительное влияние на усвоение дошкольником соответствующих об- разцов эмоционального реагирования, провоцирует его на овладение дест- руктивными формами социально-эмоционального поведения. В сложив- шихся обстоятельствах проблема развития личности, владеющей способа- ми и средствами взаимодействия с окружающими людьми, приобретает особую актуальность. Понимание эмоциональных состояний своих и дру- гих людей, владение экспрессивными средствами самовыражения позволят ребенку отдать предпочтение социально ценным способам поведения, реа- лизовать себя в общении, быть восприимчивым и отзывчивым по отноше- нию к другим. В связи с этим перед педагогами и психологами встает за- дача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, понимать чувства других людей, то есть, стать социально компетентными. В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравст- венные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослы- ми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоцио- нального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; фор- мирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; фор- мирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который про- должается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсив- но он протекает в детстве, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, фор- мируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребен- ка, его формирования и развития, становления какличности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Эмоции и чувства ребенка формируются и в процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками. В общении наблюдается большое коли- чество экспрессивно-мимических проявлений, выражающие самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. В дошкольном возрасте, как и в ран- нем, также сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ре- бенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребе- нок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действо- вать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отно- шение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются ос-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=