Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
476 3. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров.– СПб., 1998. 4. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров.– СПб., 1998. М. П. Стесева Магистрант Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в про- цессе которого формируется физическое и психическое здоровье ребенка, осуществляется развитие личности. Одной из важнейших сфер, характери- зующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения ценностей социума: с од- ной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отноше- нию к предметному миру, а с другой стороны,– нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, от- ражающимися в самочувствии, настроении, поведении ребенка. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действитель- ность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – от- вергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предме- там. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей его среды близ- ких ему людей. Социальная ситуация развития современного ребенка отличается про- явлением агрессии, раздражительности, эмоциональной несдержанности, носителями которых выступают взрослые, сверстники, СМИ, оказывает
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=