Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

475 нарушениями на жизнь семьи. Они характеризуют это воздействие как фи- зический, финансовый и эмоциональный стресс (К. S. Illingworth, F. Stang). Некоторые авторы предлагают ввести понятие реабилитации в отношении этих семей, целью которой является обеспечение их эмоциональной ста- бильности и освобождение от психического стресса. Детальное рассмотрение переживаний родителей как процесса адап- тации к новой жизненной ситуации приводится в монографии Э. Шухардт (1979). Автор предлагает свою периодизацию кризисных состояний эмо- циональной сферы родителей: 1) неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока ощущение того, что рушится при- вычная «нормальная» жизнь; 2) известность, определенность. Противоречие между пониманием про- блемы на рациональном уровне и ее отрицанием на уровне эмоций и чувств; 3) агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных вспышек, в результате чего возникает агрессия, направленная на окру- жающий мир; 4) активная хаотичная деятельность. Попытка овладеть безвыходной си- туацией с помощью имеющихся средств. Выделяются две основные стратегии такого поведения: поиск медицинского «светила» – экстрасенса, врача-вол- шебника – или поиск чудесного исцеления путем прямого обращения к Богу; 5) депрессия. Переживание чувств безысходности, апатии и отчаяния в связи с безуспешностью усилий, предпринятых на предыдущем этапе; 6) принятие факта нарушения развития. Обретение нового смыс- ла жизни; 7) активизация. Высвобождение сил, вследствие принятия факта на- рушения развития ребенка, которые раньше уходили на борьбу и отрица- ние, и активное построение и осуществление жизненных планов; 8) солидарность. Объединение с другими родителями, имеющими аналогичные трудности [2]. Генезис проблемы такой семьи детерминирован историей отношения общества к лицам с психофизическими недостатками на протяжении раз- вития современной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаи- мосвязи с нею. Изучение литературных источников дает возможность вы- делить определенные этапы в истории этих взаимоотношений. Литература 1. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медни- ков.– М., 1996. 2. Волковская, Т. Н. Возможные способы организации и содержания работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учрежде- ния / Т. Н. Волковская // Дефектология.– 1996.– № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=