Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

474 отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка: родители, другие члены семьи, опекуны [1]. Первые опыты изучения, лечения, обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии и привлечение для реализации этих целей чле- нов их семей. Опыт Жана Итара постепенно приобретает в Европе популярность. Им широко пользуются его коллеги – врачи, которые результатами своей деятельности доказывают возможность лечения и воспитания лиц с откло- нениями в развитии (Ф. Пинель, Ж. Эскироль, 1838; Сеген, 1903 и др.). Они же становятся первыми наставниками и педагогами душевнобольных лиц. Разработкой вопросов воспитания и обучения лиц с аномалиями занимались Ж. Демор, Ж. Декроли, М. Монтессори, Т. Симон, Ж. Филипп и другие [3]. В России первый отечественный опыт положительно влияния семьи на состояние душевнобольного. О включении родительской темы в спектр обсуждаемых вопросов свидетельствуют труды и публикации известных психиатров, психологов и педагогов начала XX в. Представляют интерес публикации Ж. Демора, который, согласно мнению Г. И. Россолимо, был «одним из лучших спе- циалистов в Европе» того времени по проблеме аномального детства. Его монография «Ненормальные дети, их воспитание дома и в школе», вы- шедшая в России в 1909 г., охватывала широкий спектр вопросов, касаю- щихся аномальных детей, включая проблему их контактов с родителями, а также просвещения. Изучение последствий эмоционального стресса у родителей детей, имеющих отклонения в развитии. Проблема изучения проявлений эмоциональных расстройств у роди- телей детей, имеющих отклонения в развитии, впервые возникла и стала обсуждаться в профессиональных кругах в XX в. Одним из первых упоми- нает о травмирующем воздействии душевнобольного на семью Э. Крепе- лин «...большинство из них живут десятки лет в состоянии слабоумия и полной беспомощности и составляют для семьи и для общества тяжелое, с каждым годом возрастающее бремя». Первые исследования, освещающие этот аспект проблемы, появились за рубежом, и к настоящему моменту их насчитывается более двухсот. Возглавляет это список работа М. Stone «Parental attitudes to retardation» (букв.: М. Стоун «Родительское отношение к проблемам отставания у де- тей»), появившаяся в 1948 г. В ней впервые были описаны примеры неаде- кватного родительского поведения, возникшие в связи с нарушениями раз- вития ребенка [4]. Описывая проблемы, возникшие в таких семьях, авторы обращают внимание на различные особенности влияния ребенка с психофизическими

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=