Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

471 ся без попечения родителей (МКУ «Детский дом № 13») при содействии учреждения высшего образования (ФГБОУ ВПО НГТУ, Кафедра социаль- ной работы социальной антропологии)). Её цель – повышение уровня со- циальных компетенций воспитанников и выпускников детского дома, спо- собствующих их успешной социализации и интеграции в обществе, а так- же повышение уровня профессиональных компетенций специалистов дет- ских домов города Новосибирска, занимающихся сопровождением воспи- танников и выпускников детских домов. В данной статье, мы бы хотели остановиться на одном из подпроектов данной программы – проекте «Книга жизни», поскольку он является с на- шей точки зрения одним из способов формирования семейных ценностей у воспитанников и выпускников, проживающих в условиях интернатного учреждения. Важность и значимость формирования семейных ценностей у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей трудно переоценить. Семья – это важнейший институт социализации, место, где ребёнком ус- ваиваются не только образец поведения, психологических и социальных установок, нормы, знания и навыки, но, и традиции и ценности семьи. К сожалению, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, попадая в учреждения общественного воспитания, чаще всего теряют воз- можность их приобретения, в связи с чем у них и возникают проблемы в социализации и адаптации в обществе. Попадая в детские дома, они при- обретают специфические особенности, имеющие двойственный характер. Так, с одной стороны, это особенности, сформировавшиеся в силу тех ус- ловий и той системы воспитания, которой придерживается учреждение, где находился выпускник; а также это особенности, свойственные для кон- кретного ребенка в соответствии сего прошлым опытом и переживаемым им возрастным периодом. Это особенности, связанные с социальным ста- тусом воспитанника, который определяется как «ничей» ребенок; наличи- ем у воспитанников и выпускников детских домов высокого уровня ижди- венчества; высокой степенью недоверия; разделения всех людей на «сво- их» и «чужих»; несоответствием уровней психического и физического раз- вития, а также искаженным представлением о своем будущем. Очевидным является тот факт, что на формирование личности такого ребенка колоссальное влияние оказывает опыт проживания в семье, при- обретение навыков, умений, которые пригодятся ему в будущем. Если же у него отсутствует такой опыт и рядом нет значимого взрослого, то в даль- нейшем, приобретая статус «лица из числа детей-сирот и детей, оставших- ся без попечения родителей», он является еще и потенциальным кандида- том в так называемую «перетекающую» категорию, то есть имеется в виду тот факт, что в дальнейшем, данное лицо из статуса «одиноко проживаю- щий выпускник» может перейти в статус «кризисная семья», «семья груп-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=