Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

47 жать свое мнение. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны [6, 7, 8]. 3. Снисходительные (или либеральные) родители – импульсивные, аг- рессивные дети. Низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они откры- ты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. По мнению Д. Баумринд, родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосред- ственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми [9]. Э. Маккоби и Дж. Мартин дополнили данную типологию еще одни, четвертым, стилем воспитания ребенка в семье. 4. Безразличные родители – озлобленные дети. Низкий уровень конт- роля и холодные отношения: родители не устанавливают для детей ника- ких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если без- различие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению [1]. По критерию распределения ролей власти подчинения и уровня кон- фронтации во взаимодействии родителей и детей А. П. Петровский выде- ляет пять типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мир- ное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество [4]. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привя- занностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде за- висимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкос- тях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического нездоровья [3]. Таким образом, именно семья выполняет главную функцию, которая за- ключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверен- ность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку. Литература 1. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психиче- ское здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина.– М.: Академия, 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=