Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

468 тельно удовлетворять свои потребности или откладывать и задерживать их удовлетворение, как это делают более взрослые люди. С самого рождения ребенок полностью зависит от родителей, особен- но от матери. Даже если родительское отношение к ребенку полно заботы о нем, взрослые порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует. Родители в силу жизненных обстоятельств не всегда могут избе- жать подобных поступков, несмотря на самые серьезные намерения. Они стараются изо всех сил помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но ребенок все равно чувствует себя подавленным. Неспособность управлять своими желаниями и контролировать их, усложняет жизнь ребенка. Возникшие у ребенка, например, одновременно чувства голода и усталости, неизменно становиться для него причиной гнева и раздражения. Ребенку часто приходиться страдать от ограничений и лишений. Нет такого дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая- либо потреб- ность не были подавлены. От плача, как призыва о помощи, он постепенно переходит к отчаянному протесту. Так и рождается агрессивность. Наиболее эффективными мерами для обуздания агрессивного поведе- ния следует признать национальные традиции или ритуалы, например, иг- ры, праздники, обряды, позволяющие личности интегрировать свой агрес- сивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного ко- личества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров. Детская агрессия и проявления гнева – нормальное явление, потому что ребенок еще не умеет выражать свое недовольство иначе. Однако ро- дителям стоит обратить внимание на частоту и интенсивность таких про- явлений и искать причины переизбытка эмоциональных разрядок. Частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. Аг- рессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях проявляется в криках, ругани, хамстве, унижении друг друга, оскорблени- ях. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел еже- дневно, и она стала нормой его жизни. Это приводит к растерянности, оз- лоблению, агрессии против родителей и других людей. В воспитании можно выделить два важных признака, которые влияют на формирование детской агрессивности. Это расположение и неприятие. Расположение характеризуется тем, что семья помогает ребенку пре- одолевать трудности, умеет слушать ребенка, включает в общении тепло, доброе слово, ласковый взгляд. Неприятие же стимулирует детскую агрессию. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью, враждебностью к факту существования ребенка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=