Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
467 Е. А. Спицына Студент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общ- ность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так- же социализацию детей и поддержание существования, членов семьи. Семья является важным элементом общества. Для здорового общества необходима здоровая семья, адекватно исполняющая все свои функции: культурную, эмоциональную, социально-экономическую. Являясь социаль- ным институтом, защищающим право человека на личную собственность, семья имеет существенные связи с экономической жизнью общества, исполь- зуя и пополняя его разнообразные, прежде всего человеческие ресурсы. В психологическом смысле семью можно рассматривать как систему межличностных взаимодействий, призванных защитить индивида от ма- нипулятивных воздействий общества и приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем. Одной из важнейших характеристик действий и поступков, опреде- ляющих взаимоотношения между людьми, а также эффективность инди- видуального личностного развития, является агрессивность. Агрессивность – враждебность, свойство или черта личности, подчер- кивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру [1]. Одним из проявлений агрессивности личности является агрессия. Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, действие, на- правленное на нанесение физического или психологического вреда, ущер- ба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значи- тельной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фруст- рацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждеб- ности, ненависти и т. д.» [2]. Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих раз- личные основания: физическая – вербальная, активная – пассивная, пря- мая – косвенная, доброкачественная – злокачественная [3]. Уже в отчаянном плаче младенца нетрудно распознать злость и воз- мущение. Причина проста: ребенку в чем-то отказывают, что и раздражает его. В первую очередь это касается физиологических потребностей, кото- рые у ребенка проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немного времени, прежде чем ребенок научится самостоя-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=