Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

465 Для развития коммуникативных умений дошкольников с ЗПР в прак- тике общения в семье родителям важно знать и учитывать индивидуаль- ные, возрастные и обусловленные дефектом особенности коммуникатив- ной сферы детей, понимать свои собственные особенности коммуникации, а также владеть способами построения конструктивного общения для оп- тимизации педагогического влияния. Однако системообразующим элемен- том психолого-педагогической компетентности родителей в коммуника- тивной сфере являются личностные качества, обуславливающие уровень и содержательность общения с детьми. На основе исследования И. А. Хоменко [2] нами были сформулирова- ны следующие показатели проявления психолого-педагогической компе- тентности родителей в области развития коммуникативных умений у до- школьников с ЗПР: – владение методиками диагностики и способами объективной оценки уровня развития коммуникативной сферы своего ребенка ; – умение ставить задачи развития коммуникативных умений у свое- го ребенка; – владение основными приемами по их реализации в условиях семьи, применение оригинальных приемов в общении с ребенком; – умение прогнозировать результаты применения приемов развития коммуникативных умений и анализировать свой опыт; – умение изменять свое речевое поведение в зависимости от реакции и поведения ребенка. В ходе анкетирования, опроса и бесед с родителями выяснилось, что родители недостаточно компетентны в вопросах развития коммуникатив- ной сферы детей, часто используют в речи недопустимые в общении с детьми высказывания типа «бестолковый», «ничего не можешь». Большая часть родителей, не учитывая специфику детей с ЗПР, ожи- дают мгновенного результата в ответ на свои обращения к ребенку и ука- зания по оформлению речевого высказывания (особенно в познавательной сфере и области использования формул речевого этикета), жалуются, что в общении ребенок «не понимает по-хорошему». Многие родители не могут посмотреть на ситуацию общения глазами ребенка с ЗПР из-за элементарного незнания специальной детской психо- логии, в общении используют неадекватные методы воздействия для раз- вития коммуникативных умений у детей. Анализ литературных источников и эмпирических данных, полученных в ходе опроса родителей, позволил сформулировать следующие направления повышения психолого-педагогической компетентности родителей по вопро- сам развития коммуникативных умений у дошкольников с ЗПР: – расширение представлений родителей о возрастных, индивидуаль- ных и обусловленных спецификой дефекта особенностях коммуникатив- ной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=