Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

464 тей и умели осуществлять это на практике, для чего необходимо повыше- ние их психолого-педагогической компетентности по вопросам развития коммуникативных умений у дошкольников с ЗПР. Компетентность – это характеристика человека, выражающаяся в наличии у него знаний, умений и навыков, достаточных для решения какой-либо проблемы, занятий тем или иным видом деятельности (Г. В. Ахметжанова). В научной литературе в понятие компетентности включается, помимо общей совокупности знаний, еще и знание возможных последствий кон- кретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического ис- пользования знаний. Понятие «психолого-педагогическая компетентность» тесно связано с понятием «профессиональная компетентность педагога», как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессио- нальные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Существенными признаками компетентности является деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и зна- ниями в конкретных областях, а также то, что она проявляется в умении осу- ществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации. Разумеется, все вышесказанное относится к профессиональной компе- тентности педагога. В тоже время оно абсолютно справедливо и по отно- шению к родителям. Во-первых, потому что существует «бытовое» значение термина «пе- дагогика». Каждый родитель выступает в роли «педагога», то есть обучает и воспитывает своих детей. Во-вторых, существует практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поко- ления к младшему, где особо важная роль принадлежит семье. Здесь уме- стно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагоги- ческим мастерством и искусством воспитания. Психолого-педагогическая компетентность родителей проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать со своими детьми. С позиций элементно-структурного анализа психолого-педагогиче- ской компетентности родителей в качестве ее основных компонентов сле- дует рассмотреть три блока психолого-педагогической ориентации: знания в области психологии и педагогики; умения использовать имеющиеся зна- ния в процессе взаимодействия с детьми; личностные качества, необходи- мые для успешной реализации воспитательной функции семьи и выполне- ния родителями педагогической деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=