Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

462 видах деятельности. Для целенаправленного развития диалогических умений родителям следует использовать следующие методы работы с детьми: разговоры, коммуникативно-речевые ситуации, беседы, рассмат- ривание картинок, чтение и анализ художественных произведений, дидак- тические игры. Все эти методы реализуются в совместной деятельности взрослого и ребенка. Основным методом развития диалогической речи в повседневном об- щении является разговор родителей с детьми. Родители могут разговари- вать с ребенком по любому удобному поводу, в разное время. Тематика и содержание разговоров могут быть связаны с тем, что окружает детей, со знаниями и опытом, которые дети получают из книг, телевидения. Коммуникативно-речевые ситуации направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения. Их использование может вклю- чать решение коммуникативных задач на вербальной основе и на основе изображения детьми определенных ситуаций. В первом случае предлагает- ся ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выпол- няют задачу в практическом плане. Речевые ситуации могут отражать раз- ные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чём-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользо- ваться формулами речевого этикета. Одним из методов развития диалогической речи в условиях семьи яв- ляется беседа, в которой ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждение и делать умозаключения, выводы. В бе- седе формируются умения слушать и понимать собеседника, давать понят- ные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе должны сочетаться с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно слушать, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Эффективным методом развития диалогической речи является дидакти- ческая игра. Для детей с ОНР полезны игры с образными игрушками. Роди- тели могут разыгрывать инсценировки, ведя диалог от имени персонажа. Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжела- тельной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Родителям необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей. Например, для развития умений речевого этикета родителям целесообразно использовать прием словесных поручений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=