Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

461 бенка. Для развития полноценного общения и диалогических умений ре- бенка важно, чтобы родители принимали его таким, каков он есть, под- держивали, сопереживали, интересовались его жизнью. Развивающая речевая среда будет создана, если родители грамотно и правильно выражают свои мысли; речь родителей является образцом для ребенка; в семье существуют определенные традиции: совместное чтение, семейный театр, посещение библиотек и книжных магазинов; создаются условия для детского творчества; ребенку предлагаются дидактические иг- ры для развития речи. Самое важное условие для эффективного развития речи в семье – это постоянное речевое общение родителей с ребенком. Такое общение не должно сводиться к назидательности, морализированию или обучению. Жизнь ребенка должна быть насыщена эмоционально значимыми для него событиями, которые обсуждаются с родителями. Одним из основных положений коррекционной педагогики является утверждение о возможности компенсации отставания в развитии ребенка в адекватных его состоянию педагогических условиях. Такие условия мо- гут быть созданы совместными усилиями специальной дошкольной обра- зовательной организации (ДОО) и семьи. Прежде всего, учитывая специфику детей с ОНР, необходимо созда- вать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов. Родителям следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной об- становке общения в семье в естественных условиях. В основе возникновения потребности в общении, необходимой для развития диалогической речи, лежит потребность в новых впечатлениях, ведь взрослые, особенно родители, для ребенка самые богатые информа- ционные объекты. Но решающее значение для появления коммуникатив- ной потребности, влияющей на качество диалогической речи, имеет пове- дение и позиция взрослого по отношению к ребенку. Организуемая родителями практика общения с детьми должна спо- собствовать обогащению и преобразованию их коммуникативных потреб- ностей. Важнейшее значение для развития общения вообще и диалогиче- ской речи в частности имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком. У детей следует воспитывать интерес и потребность общаться с окру- жающими, способствовать накоплению опыта общения, формировать уме- ния речевого этикета, необходимые для начала и поддержания разговора. Диалогическое общение родителей с детьми должно происходить в разных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=