Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

460 тивной функции речи на всех жизненных этапах. Особенно значимым ста- новится формирование связного диалогического высказывания в дошколь- ном детстве. Проблема развития диалогической речи сложна и многогранна, по- скольку включает в себя такие аспекты, как: формирование навыков рече- вого общения в онтогенезе; зависимость их формирования от деятельности личности; соотношения процесса формирования языковой среды и комму- никативных способностей; зависимость реализации языковой способности от степени сформированности коммуникативной (при норме речевого раз- вития и его патологии), становление языковой и коммуникативной способ- ностей, как условия социальной адаптации личности и овладения культу- рой общества. Основной формой общения является диалог, реализуемый речевы- ми средствами. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и рече- вой практики формируется речь. Диалогическая речь может быть ситуа- тивной, связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстной, когда все предшествующие высказывания обусловли- вают последующие. Работы представителей различных направлений науки отчетливо до- казывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организо- ванной коммуникации. Обучение языку, развитие речи в сфере формиро- вания общения детей друг с другом и с взрослыми рассматривается как ов- ладение диалогическими умениями: ориентироваться в ситуации и содер- жании общения, планировать высказывание, создавать высказывание, осуществлять контроль за речью. Исследования М. И. Лисиной и ее учеников доказали, что уровень ре- чевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма вы- сказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое по- ведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка, что и обусловливает особую роль правильно организованного общения в семье на развитие диалогической речи ребенка. Овладение диалогической формой общения крайне важно, поскольку в широком понимании диалогические отношения – это почти универсаль- ное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни. На развитие диалогической речи ребен- ка в семье влияют: позитивный психологический климат, стимулирующий речевые высказывания, и наличие полноценной речевой среды, обеспечи- вающей содержательное общение взрослых и детей. Для возникновения позитивного психологического климата в семье необходимы: эмоциональный контакт, эффективный стиль общения с ре- бенком, психологически спокойная обстановка, осознанный родительский сценарий, адекватное отношение родителей к различным проблемам ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=