Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
458 Педагогическое взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в процессе развития цветовосприятия детей с нарушением зрения должно строиться на положении П. Ф. Каптерева о том, что хо- рошая школа должна действовать в непосредственной связи с семьей, а се- мья должна пользоваться средствами организованного обучения наряду со своими семейными средствами. Главным условием успешности такого взаимодействия является соз- дание педагогами союзнических отношений с родителями ребенка, пока- зать родителям атмосферу взаимопомощи и взаимозаинтересованности в развитии их ребенка (Т. И. Шамова). Основными направлениями организации работы коррекционного дет- ского сада с семьей по вопросам познавательного развития, в том числе и цветовосприятия, у детей должны стать: создание системы групповых и индивидуальных мероприятий с родителями; активное включение в ра- боту с семьей тифлопедагогов, воспитателей, специальных психологов; разработка педагогической тактики и стратегии в отношении разрешения возникающих проблем. Важной формой педагогического взаимодействия по заявленной проб- леме должно стать составление программ действий, перспективных планов совместной работы. Кроме того, необходимо непосредственное обучение родителей технологиям развития цветовосприятия в процессе наблюдений в природе, в повседневной жизни, в играх. Тифлопедагогу следует показать родителям значение цветовосприя- тия для формирования у детей адекватных представлений и ориентировки в окружающем мире, обучить родителей способам управления процессами восприятия цвета, что может способствовать определенной компенсации нарушений свойства восприятия предметности. Родители необходимо по- знакомить со спецификой цветовосприятия у детей с нарушением зрения: снижение способности узнавать цвет объектов вследствие сужения зоны константного восприятия в зависимости от изменения условий освещенно- сти и расстояния от глаз; затруднения в выделении в окружающей среде объекта заданного цвета; локализации заданного цвета, оттенка на обрат- ном контрасте при уменьшении размера локализуемых объектов. Родителям необходимо разъяснить их роль в преодолении разрыва между зрительным образом и словом и проявлений вербализма у детей с зрительной патологией и показать конкретные приемы для этого в про- цессе рисования, рассматривания иллюстраций, произведений живописи, наблюдений в природе. Эффективному развитию ребенка во всех сферах способствуют со- вместные мероприятия. Для развития восприятия цвета у детей с наруше- нием зрения могут быть использованы подготовка и проведение проводят праздников в детском саду. Совместное с детьми изготовление атрибутики
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=