Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
457 При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одно- временное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, би- нокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функ- ций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обу- славливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих де- тей и детей с косоглазием и амблиопией, трудности выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов, что приводит к бедности словаря, отражающего чувственный мир. Одной из первых характеристик окружающего мира, которую вос- принимают дети, является цвет. Цветоощущение или цветное зрение и г- рает важную роль в жизни ребёнка. Специфика восприятия цвета отли- чается от восприятия формы и величины тем, что это свойство не может быть выделено практическим путём проб и ошибок. При восприятии цвета важно пользоваться зрительной ориентировкой. Осознанное, целе- направленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зритель- ный образ цвета. По данным исследований Л. И. Плаксиной у 70–80 % дошкольников с различными дефектами зрения нарушено восприятие цвета. Грубые на- рушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоционального воз- действия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что уменьшает активность и избирательное восприятие. Дети с нарушениями зрения объ- единяют в одну группу множество мало сходных оттенков, вследствие че- го при узнавании предметов считают отличающиеся друг от друга предме- ты одинаковыми, не замечая мелких различий, распознавание которых дос- тупно их сверстникам с нормальным зрением. Эта проблема решается на коррекционно-развивающих занятиях в до- школьных образовательных организациях, однако родители могут сыграть большую роль в развитии восприятия цвета у ребенка, поскольку именно семья дает ребенку основные представления об окружающем мире. Однако родителям требуется помощь в развитии ребенка. Дошколь- ные образовательные организации могут восполнить пробелы в педагоги- ческих знаниях родителей, способствовать их педагогическому самообра- зованию. Наличие детских садов для детей с различными формами нару- шения зрения не исключает необходимости разрабатывать проблемы раз- вития слабовидящего дошкольника в семье, одной из которых является ор- ганизация совместной деятельности тифлопедагогов ДОО и родителей по обучению и развитию детей с нарушениями зрения. Отношения специалис- тов и родителей в ходе такого взаимодействия должны быть партнерскими и направленными на благоприятное развитие ребенка.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=