Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

455 риал, из которого они сделаны и другие материальные признаки). Напри- мер, при обследовании пластмассового кубика: «Это кубик (возьмите руки ребенка в свои и обхватите кубик). Посмотри глазками внимательно – ку- бик красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик одной рукой, на ладошке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый». Затем направьте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика: «У куби- ка есть углы. Вот они. И стороны. Вот они». • Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величи- не. Для этого подберите игрушки, предметы ( например, два мяча, две пи- рамидки, две ленточки, две тарелки разной величины). Совместное с ре- бенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: «Этот мяч большой, а этот маленький; эта пирамидка высокая, а эта низкая; эта ленточка длинная, а эта короткая; эта тарелка глубокая, а эта мелкая». • Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Ребенок дол- жен знать название частей своего тела и их расположение. Сначала дотра- гивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка: «Это голо- ва. Она вверху» и т. д. Затем предложите ребенку самому показать и на- звать части своего тела. • Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на поверхности стола): предложите ребенку положить руки на стол ладош- ками вниз. Объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотраги- вайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка. • Во время еды обратите внимание ребенка на то, что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа, а хлеб слева от него. Свои слова сопрово- ждайте совместными обследующими действиями. • Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например: «Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон». Попросите ребенка показать рукой в сторону звучаще- го предмета. • Родители должны знать, что низкое зрение (или полное его отсутст- вие) делают маленького ребенка нерешительным, неуверенным в себе. По- этому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: «Какой ты молодец, быстро разделся!», «Ты очень старался, молодец!», «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете. • Необходимо подчеркнуть, что, чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=