Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

453 ми», «Кукла будет смотреть, как мы делаем», «Зайчик поиграет вместе с нами» и т. д. Использование родителями в обучении ребенка его люби- мых игрушек создает положительный эмоциональный настрой, активизи- рует действия ребенка. Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощ- рение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. То чувство вины перед ребенком, которое есть у родителей, мо- жет сформировать у них неправильную позицию по отношению к нему. Так, недооценивая возможности своего ребенка, родители подавляют ма- лейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны, все де- лая за него. Приводит это обычно к тому, что ребенок вырастает эгоцен- тричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окру- жающих. Когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъ- являют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выпол- нить. Как и в первом случае , ребенок становится беспомощным даже в са- мых несложных жизненных ситуациях. Необходимо формировать у ребенка с патологией зрения навыки са- мостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть. Родители должны понять, что, в отличие от нормально видящих сверст- ников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыка- ми спонтанно, т. е. самостоятельно, без участия взрослых. Так, нормально развивающийся малыш, наблюдая за действиями взрослых (мамы, папы, бабушки и др.), за играми старших детей, начинает подражать им, делать также. Ребенок же с низкой остротой зрения, в силу искаженного зритель- ного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть все четко, в полном объеме, со всеми деталями. Его возможности в подражании резко ограничены, а у слепого ребенка их нет вовсе. Поэтому, чтобы научить ма- ленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с по- мощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней произво- дить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребенок овладевает необходи- мыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно. Предлагаем родителям некоторые рекомендации по воспитанию и обучению маленького ребенка с нарушением зрения. • Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=