Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

452 те, кто воспитывался в условиях семьи. Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь. Дети умеют ра- ционально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также прие- мами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т. д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и с взрослыми. Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности. Некоторые родители по различным причинам не отдают ребенка вдо- школьное учреждение. Для оказания своему ребенку действенной помощи в познании окружающего мира им необходимо иметь представление о труд- ностях, которые он испытывает. Обращаем внимание родителей на некото- рые особенности семейного воспитания ребенка с нарушением зрения. Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ре- бенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуника- тивных связей. Подчас, стесняясь того, что их ребенок не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружаю- щем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребенка, приво- дит к искажению его представлений об окружающем. Между тем, родители ребенка с патологией зрения должны стать ак- тивными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успеш- ному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребенок с нарушением зрения общается с более старшими нормаль- но видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им пробле- мы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его играть. Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ре- бенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребен- ку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего раз- вития) в состоянии выполнить. Часто ребенок не может сделать что-то хо- рошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого. Маленький слепой ребенок оказыва- ется в еще более затруднительном положении, так как он может овладеть каким-либо действием или движением только в процессе неоднократного совместного их выполнения со взрослым. В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребенка, постепенно подвести к это- му. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуа- цию. Для этого рекомендуем использовать хорошо знакомые детям игруш- ки (мишку, куклу, зайчика). Например: «Мишка тоже будет делать с на-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=