Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
451 В. Н. Полетаева Студент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Родители переживают сильное потрясение, когда узнают, что у ребен- ка патология зрения. Нередко они начинают обвинять себя в заболевании ребенка, не знают, что предпринять. Испробовав все возможности, и, поте- ряв надежду на излечение ребенка, родители отчаиваются. Но, как это ни трудно, необходимо примириться с ситуацией, найти в себе силы для вы- хода из стрессового состояния, преодоления отрицательных эмоций и ока- зания помощи своему ребенку. Он нуждается в поддержке и направляю- щем воздействии своих родителей в гораздо большей степени, чем нор- мально развивающийся ребенок. Между тем, родители не могут оказать своему ребенку необходимую ему психологическую и педагогическую помощь, т. к. не знакомы с осо- бенностями развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Как правило, родители действуют интуитивно, и весьма неудачно, в воспи- тании ребенка. Чаще ограничиваются уходом за ним, не уделяя внимания развитию ребенка. В результате к моменту поступления в школу оказыва- ется, что ребенок не готов к этому ни психологически , ни физически. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспи- тывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вы- званных зрительной депривацией. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс. В них принимаются дети от 2-х до 7-ми лет. Работают там учителя-дефектологи (тифлопедагоги, логопеды), тифлопсихологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания и обу- чения детей с патологией зрения. Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача- офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения. Необходимость пребывания ребенка с нарушенным зрением в спе- циальном дошкольном учреждении с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вно- сит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение. Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=