Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

449 Близость терминов «коммуникация» и «общение» подтверждается на- личием в психологической литературе синонимических словосочетаний: «средства коммуникации» и «средства общения», «коммуникабельность» и «общительность» и т. д. (А. А. Бодалев, Л. Н. Галигузова, А. Б. Добро- вич, А. С. Золотнякова, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, В. С. Мерлин и др.) [5, c. 185]. М. И. Лисина определяет общение как взаимодействие двух (или бо- лее) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с це- лью налаживания отношений и достижения общего результата [6, c. 188]. Сформированность коммуникативных навыков у подростков влияет на все стороны его общественной жизни, на умение правильно и доброже- лательно общаться со сверстниками и учителями, на умение легко и не- принужденно поддерживать разговор в незнакомой компании, на умение оказывать сочувствие, поддержку, умение адекватно реагировать на спра- ведливую и несправедливую критику. Все эти умения, несомненно, будут влиять на все будущее подростка и будет основополагающим для даль- нейшей жизни. Исследование основных трудностей в общении у подростков выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны слабым развитием у них навыков общения [3, c.72]. В развитии коммуникативных навыков или навыков общения оказы- вают большое влияние родители и среда, где подросток воспитывается. Ведь оттого как родители общаются друг с другом в семье, как непосред- ственно складывались взаимоотношения подростка с родителями в детстве – в период его взросления, какой стиль общения преобладает в семье, каким было непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью в мла- денчестве (а ведь это тоже дает толчок для психического и нравственного развития) и будет зависеть, какую позицию займет подросток в обществе, и как он будет общаться со сверстниками, учителями [1, c. 142]. Также коммуникативные навыки формируются в общении с окру- жающими. Необходимо, чтобы речь взрослых в семье, была правильной, грамотной. Она во многом зависит от родителей, от их образования, куль- турного развития ребенка (речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т. д.). Поэтому родители должны понимать, что ответст- венность за развитие коммуникативных навыков у подростков несут они сами [4, c. 261]. Большое значение на развитие коммуникативных навыков у подрост- ков оказывает манера общения в семье. Если члены семьи общаются доб- рожелательно друг с другом, умеют оказывать сочувствие, поддержку, умеют правильно и адекватно реагировать на справедливую и несправед- ливую критику, то и ребенок усвоит и интериоризирует все эти умения и навыки и будет общаться доброжелательно с другими людьми. В то же

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=