Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

448 Литература 1. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова.– М., 2009. 2. Кокорева, О. И. Развитие социальных эмоций у детей старшего до- школьного возраста в играх-драматизациях / О. И. Кокорева, Н. Л. Алехи- на // XII юбилейная Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы теории и прак- тики современной психологии».– Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2013.– С. 87–90. 3. Копытин, А. И. Арттерапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская.– М.: Когито-Центр, 2006. 4. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие: Хрестоматия / О. В. Защиринская.– СПб.: Речь, 2010. Н. О. Новоселова Студент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ На сегодняшний день проблема сформированности коммуникативных навыков у подростков остается такой же острой, т. к. их отсутствие суще- ственно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктив- ному общению подростка и появлению отклонений в его социализации. Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития коммуника- тивных навыков оказывает семья. Это обусловлено тем, что общение под- ростка со сверстниками всегда тесно связаны с характером взаимоотноше- ний между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благо- получием. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье складываются предс- тавления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям формируются и совершенствуются коммуникативные умения и навыки. Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию [2, с. 231].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=