Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
447 арттерапевтических занятиях родители учатся взаимодействовать с ним другими, более приемлемыми, способами. Поскольку одним из основных принципов арт-терапии является соз- дание сотруднических и дружеских отношений между ведущим и всеми участниками, на занятиях преодолевается директивное отношение родите- лей к ребенку. Использование игровых методик способствует тому, чтобы и взрослые, и дети чувствовали себя раскованно и свободно. Умелое руководство со стороны психолога должно привести к тому, что когда ребенок с ЗПР начинает творчески проявлять себя в ходе заня- тия, родители всячески поддерживают его инициативу, между ними уста- навливается более тесный эмоциональный контакт, развиваются довери- тельные отношения. В процессе творческой деятельности, ребенком создаются образы, так или иначе связанные с его личностью, интересами, впечатлениями, жела- ниями. Если к участию в их создании привлекаются родители, психолог может использовать этот процесс для того, чтобы в нем проигрывались важные для ребенка ситуации, обсуждались сложные или непонятные в си- лу отставания в развитии моменты. Арттерапевтические занятия предоставляют психологу возможность косвенным образом контролировать, и при необходимости, корректировать эмоциональное состояние ребенка и родителей, их поведение, отношение к себе, друг к другу и окружающему миру. При проведении работы по развитию эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития метод арт-терапии имеет ряд преиму- ществ перед другими. Во-первых, он предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, лепка, театрализованная деятельность являются безопасными способами разрядки напряжения. Во-вторых, он ускоряет прогресс в терапии, поскольку подсознатель- ные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью образов, и дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. В-третьих, арттерапия помогает укрепить взаимоотношения между участниками, развивает и усиливает внимание ребенка к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям и чувствам других людей, что особенно важно для детей с ЗПР в силу специфики их дефекта. В-четвертых, участие в арттерапевтических занятиях усиливает у ре- бенка с ЗПР ощущение собственной личностной ценности, Удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития умений и способностей в процессе создания образов в арттерапии, способ- ствует эмоциональному благополучию ребенка, созданию более тесного эмоционального контакта между ним и родителями.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=