Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

446 В последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребёнка с проблемами в развитии при коррекци- онном воздействии в условиях специальных дошкольных учреждений на- блюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых арттерапия занимает важное место. В процессе арттерапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, пози- тивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Вы- свобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребён- ком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается как средство позволяющее заботиться об эмоциональном самочувствии и пси- хологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художе- ственной деятельности.Поскольку, арттерапия обеспечивается воздействи- ем средствами искусства, то её систематизации основываются, прежде все- го, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразитель- ное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, кни- га – библиотерапия, танец, движение – кинезитерапия). Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека. Техника арт-терапии основана на утверждении, что любой человек, обладает способностью проецировать свои внутренние конфликты в ре- зультатах своего творчества. Другими словами продукты творчества детей отражают их внутренние переживания. Привнося в работу частицу себя, ребенок создает образ своего "Я". В процессе работы, выраженные таким образом конфликты, переживаются заново, разрешаются и приобретают завершенность. Привлечение родителей к участию в арттерапевтических занятиях с детьми с ЗПР усиливает их личностно-ориентированную направленность и обеспечивает проявление ряда особенностей, которые отличают такие занятия от обычных. Прежде всего, присутствие родителей способствует тому, чтобы ребе- нок находился в максимально комфортных условиях, как физических, так и психологических, свободно мог выражать свои чувства, эмоции, желания, проявлять себя, свои способности, что особенно важно, учитывая такие осо- бенности детей с ЗПР как инфантилизм и эмоциональная незрелость. В то же время на занятиях психолог имеет возможность не допускать проявления со стороны родителей психического давления, каких-либо по- рицаний, ограничений в действиях. Если в реальной жизни такие проявле- ния имеют место при контакте взрослого и ребенка, что может оттолкнуть ребенка, эмоционально ранить, оставить неприятное впечатление, то на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=