Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
442 Данные результаты позволили нам, опираясь на классификацию А. Г. Лидерс разделить эти семьи на три типа: 1. Благополучные семьи. В данную категорию мы отнесли нуклеар- ные семьи. 2. Условно благополучные. Сюда входят расширенные нуклеарные и смешанные семьи. 3. Условно неблагополучные семьи. Это неполные семьи, где ребенка воспитывает один из родителей. II этап – изучение отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), а также характер внутрисемейных отношений (методика РАRY). Цель: определить характер детско-родительских отношений в каждом из представленных типов. Проанализировав результаты, полученные по данной методике, мож- но сделать следующие выводы: 1. Благополучные семьи по характеру детско-родительских отноше- ний имеют следующие особенности: высокий уровень вербализации; ориентация на партнерские отношения; равные отношения между родителями и детьми; высокий уровень эмоционального контакта родителей с детьми. 2. Условно благополучные семьи по характеру детско-родительских отношений имеют следующие особенности: средний уровень эмоционального контакта родителей с детьми; чрезмерная забота, установление отношений на зависимость; средний уровень вербализации; чрезмерное вмешательство в мир ребенка, тенденция к исключе- нию внесемейных влияний; 3. Условно неблагополучные семьи по характеру детско-родительских отношений имеют следующие особенности: низкий уровень вербализации; высокий уровень раздражительности и вспыльчивости; суровость и излишняя строгость; низкий уровень партнерских отношений; уклонение от контакта с ребенком; Таким образом, наиболее благоприятные детско-родительские отно- шения именно в семьях I типа. III этап – определение особенностей эмоциональной сферы личности подростков (методика «Многофакторного личностного опросника Р. Кет- телла» (юношеский вариант). Цель: исследование особенностей эмоциональной сферы личности подростков.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=